воскресенье, 9 сентября 2012 г.

Как написать пятиминутный доклад на студенческую конференцию

Во время учёбы в универе мне регулярно приходилось ездить на различные конференции и делать там доклады. Каждый раз написание короткого содержательного доклада было настоящим испытанием, потому что нужно было рассказать о своём проекте в течение 5 минут, причём за это время нужно было вроде как рассказать о нём всё.

Мучился я почти до самого до пятого курса, когда перед одной из конференций меня не осенило и я не составил для себя короткий простой план текста доклада на проект любого типа. С этим планом доклад обычно получался даже короче, чем на 5 минут. Он успешно опробован на четырёх конференциях, так что я уверен в его полезности, почему и делюсь им с Сетью. :)

Если кому-то план покажется очевидным, рад за вас. Если нет — то вот он, пожалуйста.

  1. С чем связана работа + что было выполнено. (2 предложения)

    «Моя работа связана с...»

    «В её рамках было разработано...»

    Во введении достаточно лишь назвать ключевые слова, по которым потенциальный слушатель поймёт а) разбирается ли он в теме вообще и б) интересна ли ему эта тема.

  2. Предметная область. (2 предложение)

    Скорее всего, в одно предложение уложиться не удастся, поэтому выделяется два.

    В начале нужно описать контекст работы, потому что доклад очень сжатый, и если сразу начать рассказывать про постановку задачи или методы решения, то слушатель не успеет разобрать вашу мысль.

    Скажем, если написали «Моя работа связана с разбором s-выражений при помощи многопоточных компиляторов на языке Haskell», значит, в одном предложении рассказываем, что такое s-выражения, в другом — что такое многопоточные компиляторы (раскрываем только самые сложные/конкретные концепции, на всё времени нет)

  3. Задача. (1 предложение)

    «Решалась задача...» или «Была поставлена задача...»

    Одним предложением описываем поставленную задачу, так как контекст уже установлен.

    Постановка задачи в идеале должна включать в себя описание конечного результата, потому что когда придёт время говорить о том, что получилось в итоге, крайне важно, чтобы результаты соответствовали задаче.

    Я многократно видел примеры того, как единственным вопросом из зала было: «А как полученные вами результаты соответствуют вашей задаче?».

  4. Актуальность. (1 предложение)

    «Данная задача имеет ценность, потому что...»

    Актуальность означает одно из двух: а) какую пользу принесёт решение вашей задачи или б) какие трудности существуют из-за того, что данная задача до сих пор не была решена.

  5. Методы. (3 предложения)

    «Для решения задачи было использовано...»

    Ни в коем случае нельзя углубляться в подробности, потому что аудитория гарантированно уснёт. Они не занимались этой работой, им априори не так интересны детали.

    Если кому-то станет действительно интересно, он спросит после доклада.

  6. Результаты + тесты. (2 предложения)

    «В качестве конечного результата было получено...»

    «Работа оттестирована на...» или «В качестве тестовых данных были использованы...»

    В качестве конечного результата всегда должен получиться некий артефакт: компьютерная программа, формальная спецификация, механизм/агрегат, какая-то ещё вещь.

    Очень большой интерес всегда вызывает то, на каких данных/экспериментах была опробована работа. Также тот факт, что в процессе работы автор озаботился тем, как он будет проверять её корректность, повышает её ценность.

    К тому же, так как студенческая конференция предназначена для того, чтобы показать своё старание и навыки, очень глупо будет не указать, что для решения поставленной задачи было необходимо что-нибудь вроде анализа динамики статистики рождаемости альбиносов в мире начиная с Рождества Христова.

  7. Выводы. (1 предложение)

    «Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что...»

    Всегда спрашивают о выводе, если сам об этом не сказал.

    Если вывод не сформировался сам собой в процессе работы, то ничего из пальца высасывать не нужно: достаточно просто сказать, что обнаружено, что выбранные методы успешно решают поставленную задачу / непригодны для решения поставленной задачи.

  8. Где может использоваться. (1 предложение)

    «Эта работа может быть использована для...»

    Если ответ на этот вопрос не очевиден из вышесказанного, то его обязательно зададут из зала.

    Увы, если результаты работы или использованные методы решения не могут использоваться нигде, то это автоматически означает, что работа не нужна, а, следовательно, зачем она вообще была выполнена? И потом, если есть актуальность, то почему работу негде использовать?.. В любом случае, вскрывается серьёзная логическая ошибка в постановке задачи.

В итоге получается 13 предложений (возможно, длинных, это неважно), которые очень легко выучить наизусть (и не читать по бумажке вообще) и содержат совершенно всё, что интересует аудиторию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий